5 причин, по которым люди любят искать виноватых

Допустим, вы забыли про то, что у вас что-то стоит на плите, и еда сгорела. Или же когда вы выходили из дома, кошка выскочила наружу, и теперь вы опоздаете. Или же идя по улице, вы поскользнулись. Когда с вами происходят похожие неудачи, что вам сразу приходит на ум? Начинаете ли сразу думать о том, кто в этом виноват кроме вас? Или вы смиряетесь и принимаете ответственность за все эти распространенные неприятности, которые фактически вам подконтрольны, на себя?

Есть люди, которые всегда находят кого-то виновного помимо себя. То, что только вы присутствовали в ситуации, где что-то идет не так, еще не значит, что вы возьмете на себя ответственность за это. Вы можете связать сгоревший обед с тем, что ваш супруг или супруга недостаточно вам помогает по дому, вынуждая вас заниматься многими вещами сразу, в результате чего вы забываете о курице на сковороде.

Едва ли вы будете действительно обвинять кота в том, что он себя плохо себя ведет, но можете посетовать на соседа, который поздоровался с вами в неподходящий момент. Поскользнулись на тротуаре из-за своей неуклюжести? Конечно, нет. Листву должны сметать до того, как она начинает становиться опасной.

Другую крайность представляют люди, винящие себя во всем, даже когда они не имеют никакого отношения к неблагоприятным ситуациям. Это не ложная скромность или поиск подбадривания и утешения, некоторые люди искренне верят, что они являются причиной всех плохих событий всегда или чаще всего.


Также, конечно, можно винить судьбу или высшие силы, особенно когда нет никого, кто предположительно мог вызывать случившиеся события. Определенно нельзя обвинять себя или своего партнера в том, что произошло с вашим домом после падения на его крышу дерева во время урагана (хотя и можно было бы обвинить мужа в том, что он его не срубил). Религиозные люди могут объяснить произошедшее как дело высшей силы, которая или проверяет их веру, или наказывает их за их слабость.

С изучением вины связана социальная психология атрибуций. Обвинение себя в том, что что-то идет не так, может быть связано с общей склонностью к так называемой внутренней атрибуции для неудач, когда человек считает себя неприспособленным, глупым или безответственным. Та же склонность может вынудить объяснять свои успехи внешними факторами, такими как судьба, случайность или везение. Также существует и фундаментальная ошибка атрибуции, при которой люди находят себе оправдания в том же негативном поведении, за которое они лично винят других. Вы знаете, что очень спешили, когда обходили кого-то в очереди на ходе в автобус, но если так поступает кто-то другой, вы считаете это грубым.

Другой вопрос, связанный с проблематикой вины, – принятие решения о том, стоит ли винить того, кто совершает аморальный поступок. Представим, что двое бросают кирпичи с моста на проезжающие машины. У одного кирпич безвредно падает на дорогу, а у другого попадает в машину с пассажирами, приводя к серьезному происшествию.

Теоретически, тот, чей кирпич не нанес никому вреда, так же виновен, как и тот, чей кирпич попал в машину, поскольку оба они имели злые умыслы. В одной из своих форм моральная удача – это убеждение в том, что следует винить кого-то лишь в том случае, когда его поступок приносит вред другим, а не за его намерение. Таким образом, можно обвинять бросившего попавший на машину кирпич больше, чем того, чей кирпич приземлился на дорогу.

Верите ли вы в моральную удачу? Согласно Хезер Ленч (Heather Lench) из Техасского университета A&M и ее коллегам, да, если вы согласны с такими утверждениями, как «небрежные действия, которые не вызывают плохих последствий, не должны наказываться» и «не должно считаться преступлением то, что могло бы, но не причинило вреда кому-либо». Если так, то вы, приписывая вину, учитываете больше последствия, чем намерения.

Когда два человека имеют одинаковое намерение, они должны быть одинаково достойны порицания, по словам Ленч и ее команды, наши суждения не всегда логичны. Как ни странно, люди, рассуждая теоретически, могут говорить, что намерение должно значить больше, чем результат порицаемых действий, но когда дело касается оценки конкретного случая, они склонны придавать больше значения последствиям.

Имея все это в виду, давайте рассмотрим эти 5 причин, по которым мы ищем виновных.

  • Вина – превосходный защитный механизм. Называете ли вы это проекцией, отрицанием или вымещением, обвинения помогают сохранять самооценку, избегая не слишком приятного осознания своих недостатков или неудач
  • Вина используется для нападения. Попадая в категорию деструктивных способов разрешения конфликтов, обвинения используются, чтобы задеть близких
  • Мы не очень хорошо представляем причины нашего или чужого поведения. Эти атрибуции, которые мы используем, относятся ли они к удаче или способностям, могут быть искажены нашей склонностью к нелогичным суждениям. Так же мы не очень здорово оцениваем порицаемость действий в плане намерения и последствий
  • Проще обвинять кого-то другого, чем взять на себя ответственность. Всегда легче найти кого-то виновного в сложившейся неприятной ситуации, чем принять на себя вину за нее и меняться так, чтобы больше так не поступать;
  • Люди просто врут. Довольно легко врать и обвинять кого-то, даже понимая свою вину. Если высока вероятность того, что никто не узнает, что вы сами что-то натворили, всегда можно обвинить кого-то другого, кто сейчас не присутствует рядом, надеясь, что он никогда об этом не узнает.

В отличие от других игр, чем больше вы играете в поиск виноватых, тем больше вы проигрываете. Развитие способности признаваться себе в своей роли в неблагоприятных ситуациях поможет расти, используя свой опыт, и в конечном счете строить более удовлетворительные отношения с людьми.

Едва ли вы будете действительно обвинять кота в том, что он себя плохо себя ведет, но можете посетовать на соседа, который поздоровался с вами в неподходящий момент.

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии