Простое искусство не стать несчастным

Если Вселенная лишена смысла, то лишено смысла и само утверждение об этом… Смысл и значение танца заключаются в самом танце.

В книге Германа Гессе «Сиддхартха» ради поисков духовного просветления его герои покидают родной дом и отказываются от всего своего имущества. Бездомные, они начинают жить на дороге, направляясь навстречу всему неизвестному. Это тяжелая жизнь, но они сами ее выбрали.

Когда им хочется есть, они голодают. Если им нечем заняться, на помощь приходит медитация. А если им нужны ответы, они просто ждут. Так друзья передвигаются от места к месту, все активнее сосредотачиваясь на достижении цели.

Но после встречи с Буддой каждый из друзей выбирает для себя новый путь. Наслушавшись сказаний о Просветленном, они долго искали его, и были удивлены, когда увидели его умиротворенность и простоту учений. Друг главного героя Говинда остается вместе с Буддой, становясь его учеником, а Сиддхартха, хоть и ценя услышанное от Учителя, решает продолжить свои скитания в поисках истины.

Эти скитания проводят его свозь время и пространство: он находит себе новый дом, жену и спустя годы превращается в успешного бизнесмена.

Конечно, это не удовлетворяет пытливый разум мужчины, поэтому он снова бросает свою жизнь. Следующее пристанище Сиддхартхи – маленький домик у реки, где он начинает жить с паромщиком.

Паромщик этот – тихий простолюдин, таящий в себе, тем не менее, несказанную мудрость, которая поражает каждого, кто с ним встретится. Обитая с ним под одной крышей, главный герой, наконец, обретает душевный покой.


Когда в конце романа Говинда рассказывает Сиддхартхе, что по-прежнему ищет истину, его товарищ делится с ним всем тем, что ему удалось познать за все эти годы: «Если человек что-то ищет, его глаза видят только то, что ему хочется найти, и в итоге не находит вообще ничего, поскольку думает лишь о цели своих поисков, поскольку цель у него всего одна и он ею одержим. Поиск подразумевает наличие цели, а обретение – свободу, открытость и отсутствие такой цели».

Об области внимания

Сиддхартха и его товарищ странствовали в мире, совершенно непохожем на наш. Их мир был намного проще, а на человеческие умы влияло гораздо меньше разных факторов.

Поиски героев книги далеко не самые трудные. Стремиться к удовлетворению мысли намного лучше многих желаний людей 21-го века (деньги, статус и развлечения). Но суть проблемы не меняется – мы сами заставляем себя страдать.

Счастье это результат соотношения реального положения вещей и субъективных ожиданий. В конечном итоге чувство удовлетворения сводится к реальности, предлагающей людям намного больше, чем любое из ожиданий.

Каждый из нас имеет возможность повлиять на то, что предлагает нам реальный мир. Но вокруг полно вещей, неподвластных контролю человека. И единственный выход – адаптировать ожидания с помощью корректировки собственных желаний.

Некоторые духовные традиции (к примеру, в буддизме) указывают на необходимость минимизировать и, по возможности, вообще избавляться от желаний. И не только порочных, но и приводящих к нескончаемым поискам того, на что потратили свою жизнь Сиддхартха и Говинда.

К несчастью, почти невозможно, что обычный человек избавится от своих желаний и придет к просветлению. Но что каждый из нас все же может сделать (и это будет правильно), так это расширить свою область внимания.

Всем мы владеем тем, чего нам в свое время хотелось. Но еще есть вещи, которые нам бы хотелось получить.

И необходимость многих из них сильно преувеличена.

Бесспорно, хороший доход улучшит вашу жизнь, а завоевание награды или похвала от человека, которым вы восхищаетесь, поможет самоутвердиться. Но есть же на планете люди, живущие без всего этого, и с высокой долей вероятности вы тоже можете без этого обойтись.

Желания приковывают наше внимание к объектам таких желаний. Мы расходуем на них свои силу и время, тем самым подпитывая одержимость. Последняя и делает нас несчастными каждый раз, когда реальный мир не оправдывает ожиданий. Это применимо как к желанию повысить уверенность в себе, так и к стремлению добиться определенного удовлетворения от жизни.

Хотите избежать попадания в этот порочный круг? Тогда научитесь расширять область своего внимания. Имеется в виду пересмотрение определения ваших желаний так, чтобы они учитывали реальное положение вещей. Если вы сможете приспособить существующие ожидания, то освободитесь от страданий.

Правильные вопросы приводят к счастью

Одна из причин, почему мы привязываемся к вещам, а потом страдаем, отказываясь от них, это изначально неправильный подход: мы задаем себе не те вопросы.

Почти все, что мотивирует ваши действия, начинается с вопроса (осознанно это или нет). Причина проста – прежде чем искать ответ, сначала нужно определить, что именно вы хотите найти. Большинство желаний обусловлены нашим окружением. В зависимости от культурной среды взросления, мы формируемся как личности под влиянием социоэкономических факторов, влияющих на наше сознание еще до того, как мы станем достаточно зрелыми, чтобы это почувствовать. Став взрослыми, мы даже не осознаем, настолько глубоко большинство таких идей пустили корни в нашем разуме.

Пример одного из таких вопросов – вопрос о смысле. В западном мире жизнь становится все более светской, а религия теряет свои позиции. Правильно это или нет, но тут возникает закономерный вопрос: в чем смысл жизни? А точнее — в чем заключается смысл всего вокруг? И почему?

С точки зрения религии ответы будут настолько очевидными, что даже если периодически подобные вопросы и занимают все ваши мысли, то они не делают вас несчастными, потому что ответы на них приходят из уже существующих убеждений. Но в светском обществе они загоняют в нигилистическую спираль, когда человек начинает верить в бессмысленность мира. Такая установка приводит к страданиям.

Однако существует и третий подход, сформулированный А. Уотсом: «Если Вселенная лишена смысла, то лишено смысла и само утверждение об этом… Смысл и значение танца заключаются в самом танце».

Если перефразировать данную цитату с точки зрения формулировки вопроса, то мы полностью отрицаем наличие проблемы, которая в данном случае представлена потенциальными страданиями от бессмысленной жизни. Уотс спрашивает, кто мы такие, чтобы размышлять о смысле существования Вселенной, если она просто есть? Если есть целый мир, который мы даже понять не можем. Быть может, вы просто смотрите не с той точки зрения, или наш мозг вообще неспособен задать правильный вопрос.

Вопросы определяют контекст, контекст обозначает границы, те – задают область внимания, а она, соответственно, ограничивает или расширяет нашу способность жить счастливо или нет. Решения большей части проблем заключается не в том, чтобы с ними бороться, а в том, чтобы научиться формулировать правильные вопросы.

Заключение

И Сиддхартха, и Говинда потратили всю свою жизнь на поиски истины, но она открылась им только после того, как они прекратили искать. Они сосредоточили все свое внимание не на том, на чем следовало бы, а их неспособность учесть возможную ошибку в первоначальных предположениях заставила персонажей романа провести в скитаниях целые годы, получая лишь неправильные ответы.

Человек на генетическом уровне запрограммирован чего-то хотеть. Но желания приводят к сужению области внимания, что мешает воспринимать реальность так, чтобы при этом оставаться счастливым.

Чтобы это исправить, необходимо развивать в себе гибкость и умение пересматривать содержимое таких желаний с учетом получения новой информации от реального мира. Нужно научиться избавляться от несовместимых с ней субъективных ожиданий, чтобы формировать более реалистичные, постепенно переходя от поисков к обретению той самой истины.

Чтобы посмотреть на себя и решить, что пришло время взглянуть на вещи под другим углом и задать другие вопросы, потребуется много труда и еще больше мужества, но это определенно принесет свои плоды.

Избежать несчастливой жизни не так сложно. Нужно лишь сделать несколько правильных шагов в нужном направлении.

Перевод: medium.com

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о